: 0 / 0 руб

8 (965) 299-44-44
Перезвоните мне
В сравнении
0 товаров
Отложено
0 товаров
тел.: +7 (965) 299-44-44
e-mail: zakaz@naivno.com
Каталог товаров

"Интернат" на фестивале "Вербатим фест"

На фестивале Нового воронежского театра «Вербатим фест» показали «Интернат» Екатерины Половцевой (проект «Наивно? Очень»).

Спектакль рассказывает в документальном стиле о тяжелейшем положении человека в ПНИ - психо-неврологических интернатах. Есть известная этическая проблема в вербатиме. Художественные постановочные приемы могут заслонить материал от восприятия. Цель документального театра - предъявление документа, а не его интерпретация. Именно поэтому документальный театр оказывается особой формой театральности, где лаконичность, минимализм высказывания - условие существования. И Екатерина Половцева учитывает эти особенности.

Визуальный материал - это постепенное предъявление интересных, прежде всего, в колористических решениях картин особых людей. Журналистский текст свидетеля положения дел в ПНИ предъявляется как раз в виде читки - не потому что артисты не подготовились, а потому что эта форма максимально отстраняет текст от исполнителя. Он то присваивается (и артисты начинают примеривать на себя персонажа, причем эскизно, как бы небрежно), то отчуждается. Одним словом, здесь найден необходимый баланс между перевоплощением и его отсутствием. Конечно, совершенно лишить зрителя сценического действия было бы против правил - все же спектакль должен вызвать эмпатию к людям с девиантным поведением, должен доказать, что это люди, а не «детки в клетке». Но спектакль не уходит в цирк уродов, где зрителю показывают шоу катастроф человеческого тела и разума.

Спектакль гражданского звучания, он дает голос тем группам населения, которые социально унижены, оказываются едва ли не в ситуации своеобразного крепостного права, в мире бюрократии и немотивированного насилия (например, говорится о принудительной стерилизации). Вовлечение таких мастеров театра, как Нелли Уварова, Антон Кузнецов, Ольга и Мария Лапшины, Дмитрий Крестьянкин, делает этот голос рупором. Всегда вопрос - в цели подобного разговора. Цель тут явно не эстетическая, а опять социальная: просветить, дать представление. В спектакле говорится о том, что и ты можешь оказаться в такой ситуации: потерять контроль над своим телом и разумом может любой в любую секунду.

Но есть и еще одна цель: убедить людей в том, что отдавать родственника в ПНИ - это обрекать его на нечеловеческие условия существования. Вся дилемма - в ситуации отказа от близкого человека.
Весь строй спектакля убеждает меня в том, что не надо путать причину со следствием. Причина отказа - невменяемость, вегетативность существования, агрессия. Но кажется по историям, рассказанным здесь, что эта невменяемость является нередко не причиной, а следствием отчуждения близкого человека. Погружение в мире безумия зачастую продиктовано дискоммуникацией и расчеловечиванием, немотой.

Перемещение больного из государственного приюта в частный, разговор и человеческое, небюрократическое отношение внезапно меняет строй человека - так, как это показано в выдающемся фильме Любови Аркус «Антон тут рядом». Психоаналитик Альфред Адлер формулировал принципы гуманистического отношения к пациенту: «Если человека называть больным, то его нельзя вылечить», «Лечить болезнь, а не больного», «Чтобы лечить, нужно быть хорошим человеком». Вот, собственно говоря, немудрящие выводы из работы Екатерины Половцевой, в которой есть и подтверждение в виде картин, что объявленное безумие часто оказывается нераспознанным сигналом, позывом к творчеству, настойчивым поиском диалога.

Павел Руднев (8 октября 2023 года)

К другим статьям

Комментарии

Нет комментариев.

Для того, чтобы добавлять комментарии, необходимо зарегистрироваться