Два взгляда на одну выставку особого искусства

В корзине товаров: 0 на сумму 0 руб

Поиск
Мы в социальных сетях
Фото

Для клиентов

E-mail:

Пароль:


Войти с помощью:

Два взгляда на одну выставку особого искусства

В Москве на площадке Еврейского Культурного Заведения «180 м²» (Еврейский музей и центр толерантности) открылась выставка работ особых художников — тех, что деликатно принято называть «с особенностями развития». Экспозиция «Настасья Филипповна и другие» продолжает инициативу, начатую летом на площадке Винзавода проектом «Это мы». Слушательницы второго потока Академии журналистики «Коммерсантъ» Алиса Орлова и Наталья Овчинникова, пристально следившие за событиями летней выставки, оценили новый вернисаж и постановили: такого Достоевского Москва еще не видела.

Взгляд первый. Маленький аукцион и большой проект Нелли Уваровой

«Смелее, друзья! Подходите, ее можно потрогать», – ведущий аукциона держит в руках картину – на ней изображена ваза цвета слоновой кости, в ней красные цветы. Они уже прожили свою короткую и счастливую жизнь и теперь отцветают. Словно плачут. А еще на них как будто дует ветер из окна…

- Три тысячи рублей – раз, три тысячи – два, три… продано!

«Натюрморт с красными цветами» художника-аутиста Тима Штромана нашел новый дом.

Этот маленький аукцион необычайно важен для организаторов этой выставки – Нелли Уваровой, проекта «Наивно? Очень» и галереи «73 Улица», но еще больше он значит для авторов работ – людей с особенностями ментального развития. Ведь до недавнего времени подобные аукционы были для особых художников единственным способом заработать.

Актриса Нелли Уварова бережно держит в руках довольно большую, белую, гладкую тарелку, на ней одному только автору известным способом нарисован эскимос.

- Несколько лет назад я так же приходила на выставки, покупала подобные вещи. Приводила знакомых, друзей, - Нелли Уварова рассказывает корреспонденту «Ъ» об истории проекта. - А началось все благодаря подруге, дочка которой училась в 21 колледже. (Единственное среднее-специальное учебное заведение в стране, где люди с ментальными нарушениями могут получить профессию – прим. авт.) – Я знаю девочку с раннего детства, но только в колледже впервые увидела в ее глазах искренний интерес к чему-то. В жизни ребенка появилось что-то важное. Не только мама, папа, бабушка и театр, где девочка часто бывала с родителями, а нечто, принадлежащее только ей одной. Ее пространство творчества. Мне захотелось познакомиться с другими ребятами».

Нелли Уварова рассказала, что 4 года назад, когда она вышла в декрет, у нее появилось возможность подумать, а что еще существенного можно сделать для этих людей, ведь выживать колледжу очень трудно.

Сначала появился интернет-магазин. Потом стало понятно, что созданные при 21 колледже «особые» мастерские не всегда справляются с объемом, который необходим для магазина. Встал вопрос: как организовать работу так, чтобы она была стабильной.

«Мы арендовали несколько помещений на Волгоградском проспекте, открыли новые мастерские и назвали проект «Наивно? Очень». Ребята ходят туда на работу», - пояснила актриса.

Нелли Уварова отметила, что сейчас, когда изделия стали выпускать тиражами, проект содержит себя сам. В Москве с мастерскими сотрудничают несколько магазинов подарков. Кружки и тарелки, расписанные художниками особых мастерских можно купить в 8 городах страны.

«Мы бы очень хотели открыть собственное арт-пространство, - делится планами актриса, - где мы могли бы показывать и продавать работы. Эти вещи – картины, тарелки, куклы – они уникальны. Их надо видеть, трогать. Я надеюсь открытие постоянной выставки-магазина – наш следующий шаг».

А пока проект «Наивно? Очень» странствует по выставочным залам: заявляет о себе сам, или получает приглашения, как в этот раз – от галереи «73 Улица» и ее арт-директора Елены Комаренко. «Жизнь сама подсказывает нам, как реализовать свои идей помочь людям с особенностями развития, и познакомить всех остальных с таким необычным видом искусства», - говорит Елена.

Взгляд второй. Акриловый Чернышевский и невероятная Настасья Филипповна

Этот необычный вид творчества иногда называют наивным искусством. Но слово «наивность» – последнее, что приходит в голову - ведь работы, представленные на выставке осмысленны и многогранны. Просто они – вне наших привычных представлений.

Каждый из четырех углов выставочного зала – экспозиция работ одного художника – Николая Бондаренко, Андрея Демина, Романа Горшенина и Маркуса Мартиновича. Работы не спорят, а дополняют друг друга. У каждого из четверых – свой стиль, свой мир. И свой диагноз, но речь не об этом. Диагноз - эпилепсия был и у Достоевского, но никому не придет в голову назвать его «писателем с ментальными нарушениями».

Свой роман Достоевский назвал «Идиот», потому что герой – странный, ни на кого не похожий человек. Писатель не знал, что полтора столетия спустя особый художник изобразит героев его романа невиданными яркими красками под названием акрил.

Свои первые в жизни акриловые полотна Николай Бондренко создавал под руководством художника Татьяны Чемодановой. Темы обдумывали вместе, педагог так увлеклась процессом, что даже материалы для первых работ поначалу покупала сама, а потом Коле и его товарищам стал помогать проект «Наивно? Очень». Работа над проектом заняла три года.

Когда Николай Бондаренко только собирался иллюстрировать свой любимый роман «Что делать?», выяснилось, что книга из школьных времен куда-то сгинула. Купить эту книгу в сегодняшней Москве не удалось его даже у букинистов. Пришлось распечатывать текст из интернета. Так особый художник воскресил роман, а потом вызвал к жизни и его героев.

Яркая и уютная Вера Павловна держит поднос со своим любимым напитком – кофе со сливками. Портреты главных героев романа Чернышевского задумывались, как триптих. Если присмотреться, видно, что Вера Павловна и два ее мужа – в одном помещении, но при этом каждый в своем мире, в своей раме. Теперь особый художник под руководством своего наставника Татьяны Чемодановой начал иллюстрировать Достоевского.

«Настасья Филипповна у зеркала» – самая новая из работ, - рассказывает художница. – Для героев Чернышевского Николай выбрал чистые яркие цвета, для Достоевского – более сдержанные размытые. Когда в процессе создания, встал вопрос о том, какого цвета стена, Коля подумал и сказал: «Настасья Филипповна – это желтый дом».

Работы Андрея Демина напоминают о русском авангарде. Два удивительных портрета Маяковского передают настроение, ощущение, впечатление от образа поэта-бунтаря с огромным талантом. Рядом с поэтом – его муза, Лиля Брик, она тоже вполне узнаваема.

Роман Горшенин – автор серии работ созданных с помощью масляной пастели. Материал непростой, но Рома справился. Получилось нежно и задушевно.

Камерная выставка, к радости ее устроителей и участников привлекла знаменитых гостей. В частности, на ее открытии был замечен режиссер театра «Современник» Егор Перегудов, который поведал «Ъ» подробности о создании картин. «Некоторые из этих работ я видел в процессе написания, «Настасья Филипповна» рождалась у меня на глазах. Сейчас мы готовим новый спектакль, главным героем которого будет человек с аутизмом. Для того, чтобы это сыграть и воплотить мы собирали материал – я приходил в мастерские «Наивно? Очень» и общался с ребятами. Самое сильное впечатление этой выставки – работы Маркуса Мартиновича. Просто не верится что этому человеку всего 8 лет. Удивительное ощущение мира, смотрите какие названия: «Не стой на моем японце!»

А что же думают о выставке профессиональные художники? О своих впечатлениях рассказала заместитель директора музея наивного искусства Александра Володина: «Эти художники не получили профессионального образования. Они не пристраивают сознательно воздействие картин на зрителя, выбирают яркие и контрастные цвета и неожиданные сочетания, используют рубленные формы и резкие мазки. Не каждый профессионал бы на это решился, а ребята чувствуют себя совершенно свободно, видно, что творчество для них – удовольствие».

29.10.2014

Алиса Орлова и Наталия Овчинникова
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2601807

К другим статьям